Изменения касаются сферы контроля за «незаконными» доходами публичных должностных лиц. Такой областной закон принят во втором чтении на прошедшей сессии областного Собрания депутатов. 

Внесённые в областные законы изменения касаются процедуры запроса областными органами по профилактике коррупционных правонарушений информации об источниках получения проверяемыми лицами доходов, многократно превышающих их официальный доход.

Новый механизм противодействия незаконным доходам публичных должностных лиц 

Областной закон разработан в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2022 года № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции». Как пояснил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Игорь Андреечев, этот федеральный закон позволяет органам прокуратуры через суд взыскивать в доход государства денежные средства публичных должностных лиц с банковских счетов в случае, если: 

  • в отчетном году сумма поступлений на счета публичного должностного лица, их супругов (супруга), несовершеннолетних детей превышает совокупный доход таких лиц за последние три года;
  • законность получения средств не подтверждена.

Федеральный закон содержит следующий алгоритм антикоррупционной проверки и взыскания денежных средств:

  • в ходе проверки сведений о доходах выявляется информация о том, что за отчетный период на банковские счета проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года;
  • после обнаружения указанного превышения лица, осуществляющие проверку, истребуют у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств;
  • в случае непредставления сведений, подтверждающих законность получения денежных средств, или представления недостоверных сведений материалы проверки направляются в органы прокуратуры;
  • Генеральный прокурор России или подчиненные ему прокуроры после получения материалов проверки принимают решение об осуществлении проверки законности получения денежных средств отдельно в отношении каждого проверяемого лица;
  • в ходе такой проверки у проверяемого лица вновь запрашиваются сведения, подтверждающие законность получения денежных средств;
  • при наличии оснований органы прокуратуры обращаются в суд с заявлением о взыскании в доход государства денежной суммы, законность происхождения которой проверяемое лицо не подтвердило в ходе проверочных мероприятий (если размер взыскиваемых средств превышает десять тысяч рублей);
  • органы прокуратуры направляют информацию о результатах рассмотрения судами заявлений в орган публичной власти или организацию, в которых проверяемое лицо замещает или замещало должность.

Реализация на областном уровне 

Областным законом комплексно урегулирована процедура истребования у проверяемых лиц сведений, подтверждающих законность получения денежных средств в сумме, превышающей совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года. Игорь Андреечев пояснил, что она разделена по видам органов публичной власти и должностных лиц, в отношении которых может проводиться проверка. 

Истребование указанных сведений осуществляется:

  • органом государственной власти области по профилактике коррупционных и иных правонарушений у лиц, замещающих государственные должности в исполнительных органах государственной власти области, государственных гражданских служащих Архангельской области, в отношении которых проводится соответствующая проверка и которые замещают должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти области и представительствах области, а также у лиц, замещающих муниципальные должности;
  • комиссией областного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у депутатов областного Собрания;
  • комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в областном Собрании у государственных гражданских служащих области, замещающих должности государственной гражданской службы в областном Собрании;
  • комиссией по соблюдению требований к должностному поведению лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области, и урегулированию конфликта интересов у уполномоченного по правам человека в Архангельской области;
  • комиссией избирательной комиссии Архангельской области по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в избирательной комиссии Архангельской области, и урегулированию конфликта интересов у председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии Архангельской области;
  • комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в контрольно-счетной палате Архангельской области у председателя, заместителя председателя, аудитора КСП области;
  • комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в соответствующих государственных органах области у государственных гражданских служащих Архангельской области, замещающих должности государственной гражданской службы в государственных органах области;
  • комиссией исполнительного органа государственной власти области по урегулированию конфликта интересов в отношении руководителей подведомственных государственных учреждений области у лиц, замещающих должности руководителей государственных учреждений области;
  • подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами, осуществляющими кадровую работу и ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, у лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений муниципальных образований области;
  • комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления у муниципальных служащих.


По данному вопросу также уже приняты указ губернатора Архангельской области от 13 апреля 2022 года № 53-у и постановление правительства Архангельской области от 14 апреля 2022 года № 232-пп.

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области