Многочисленные обращения в органы государственной власти различного уровня свидетельствуют о формировании частью СМИ и отдельными общественными деятелями у петербуржцев неправильного или искаженного восприятия нового Закона Санкт‑Петербурга от 29.06.2022 № 444-59 «О внесении изменений в некоторые законы Санкт‑Петербурга по вопросам комплексного развития территорий в Санкт‑Петербурге».

Прежде всего, это касается положений о порядке включения многоквартирных домов в проект решения о комплексном развитии территории (КРТ).

В связи с этим Комитет по градостроительству и архитектуре отмечает, что Закон № 444-59 принят в развитие Градостроительного кодекса РФ. Новый городской закон создает условия для реализации в Санкт‑Петербурге норм Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Обращаем внимание, что, прежде всего, в проект решения о КРТ жилой застройки включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащие сносу или реконструкции.

Также в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться не признанные аварийными типовые панельные дома, построенные в Ленинграде в период с 1957 по 1970 годы – так называемые «панельные хрущевки». Для этого они должны находиться в квартале, где планируется реализовать проект КРТ.

На иные неаварийные многоквартирные дома – кирпичные, других годов постройки, а также исполненные по другим типовым проектам «сталинки» и «брежневки» – действие Закона № 444-59 не распространяется. Включению в границы КРТ они не подлежат.

Решение об участии или неучастии «панельной хрущевки» в КРТ согласно Градостроительному кодексу РФ уполномочено принимать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может быть включен в границы КРТ жилой застройки, если «за» выскажется две трети и более голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об исключении многоквартирного дома из границ такой территории принимается не менее, чем одной третью голосов.

По данному вопросу для проведения общих собраний собственников многоквартирных домов, включенных в проект решения о КРТ, установлен предельный срок – 90 календарных дней со дня опубликования проекта такого решения. Если в указанный срок собрание не было проведено, дом включается в границы КРТ.

Участие или неучастие «панельной хрущевки» в КРТ жилой застройки зависит исключительно от воли собственников помещений многоквартирного дома, выраженной в соответствующем решении их общего собрания.

Считаем необходимым подчеркнуть, что решение о КРТ жилой застройки будет приниматься Правительством Санкт‑Петербурга. Планирование и реализация проектов КРТ возможны лишь на участках, имеющих соответствующий статус в Правилах землепользования и застройки Санкт‑Петербурга (ПЗЗ).

В ныне действующих ПЗЗ определены границы 22 зон КРТ. В эти зоны не попадает ни один панельный дом, возведенный в Ленинграде в период индустриального домостроения с 1957 по 1970 годы.

В настоящее время в границах территорий КРТ, отображенных в ПЗЗ, отсутствуют многоквартирные дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и отвечающие критериям, установленным Законом Санкт‑Петербурга № 444-59.

Такие дома могут быть включены в КРТ только в случае внесения изменений в ПЗЗ – включении новых территорий в зоны КРТ. Изменения в ПЗЗ могут быть подготовлены не ранее 2023 года. Отдельно отмечаем, что законодательством предусмотрено публичное обсуждение изменений ПЗЗ и участие граждан в подаче предложений и замечаний к проекту ПЗЗ.